Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц
Меню

Японская кайдзен для российского здравоохранения

8 ноября 2018 года Генеральный директор компании ITEC Дзётару Сэки провел в Нижегородской областной клинической больнице им. Н.А.Семашко семинар «Кайдзен в работе медицинского учреждения». Работникам сферы здравоохранения сэнсэй медицинского менеджмента рассказал о том, как можно оптимизировать работу и улучшить ее качество, не задействуя новые ресурсы и не увеличивая бюджет.

Дзётару Сэки – генеральный директор токийской консалтинговой компании ITEC (Япония), которая специализуется на «Менеджменте Здравоохранения», ее цель – оказание поддержки для успешной реализации инвестиционных проектов, а также проектов бизнес менеджмента медицинских учреждений. Свой опыт работы по кайдзен ITEC распространила более чем в 90 странах по всему миру. Дзётару Сэки много лет работал на Ближнем Востоке и в Европе в качестве консультанта, принимал участие в разработке планов работы медицинских учреждений, их проектной документации и обслуживания в рамках совместных предприятий, в данный момент он руководит компанией и обучает медицинский персонал по всему миру.

Японская кайдзен для российского здравоохранения

Семинар, рассчитанный в первую очередь на руководителей медицинских организаций, собрал медработников не только Нижегородской области, но и 26 субъектов Российской Федерации. Убедившись, что большинство аудитории – главные врачи, начмеды, заведующие отделениями и менеджеры самых разных уровней, Дзётару Сэки спросил: «Хотите ли вы, чтобы все проблемы решались самими же сотрудниками? Чтобы результаты лечения стали лучше без внедрения новых препаратов и оборудования?» Оптимальное решение существует.

Техника «кайдзен» – это японское ноу-хау непрерывного совершенствования рабочего процесса, в котором участвует каждый сотрудник организации (произошло от японского kai – дальше и zen – хорошо). Философию кайдзен начали применять в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор она распространилась по всему миру. Японская модель управления успешно используется во многих сферах деятельности.

Один из способов оптимизации деятельности – система «5S» (от японского Seiri, Seiton, Seiso, Seiketu, Shituke): Упорядочение, Организация, Опрятность, Чистота, Поддержание. Несколько важнейших принципов: сотрудники должны сами совершенствовать свой рабочий процесс.

У аудитории сразу появился вопрос, все ли сотрудники организации должны быть задействованы в процессе, и сколько времени требуется на внедрение кайдзен. Господин Сэки ответил, что сначала нужно активизировать одно или два подразделения и ввести в курс дела их глав. Однако лучше, чтобы управляющие не входили в рабочие группы, а просто морально поддерживали сотрудников. Все это делается без дополнительного материального поощрения, работники будут мотивированы улучшением качества показателей и повышением уровня комфортности рабочей среды. Внедрение может занять от нескольких дней до нескольких месяцев, в зависимости от объема проблем, которые необходимо решить. Чтобы процесс улучшения был непрерывным, концентрироваться стоит на небольших задачах.

    

Японский эксперт по медицинскому менеджменту утверждает, что «кайдзен – это ежедневное улучшение, шаг за шагом, и эту философию можно внедрять и в Москве, и в Нижнем Новгороде, не думаю, что с этим могут быть какие-нибудь проблемы».

Стоит отметить, что японская методика близка федеральной программе «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», над которой сейчас работают больницы и поликлиники по всей стране, включая Нижегородскую область.

Элина Зайцева, главный врач ГБУЗ «Детская городская поликлиника№13» (г. Самара), так прокомментировала семинар: «В нашей поликлинике есть сложности с мотивацией персонала. Благодаря семинару я узнала, как ее решить – будем пытаться внедрить кайдзен во всех наших подразделениях».

Эльвира Дудырева, заместитель главного врача КОГБУЗ «Детский клинический консультативно-диагностический центр» (г. Киров): «У нас есть определенные проблемы, и нужна была методика, чтобы их решить. Теперь мы будем пытаться применить что-то из практики кайдзен».

Светлана Перепелица, заведующая терапевтическим отделением ГБУЗ «Краевая клиническая больница №1 им. проф. С.В.Очаповского» (г.Краснодар): «С сотрудниками я обязательно поделюсь тем, что узнала. Мы о принципах кайдзен уже говорили в нашей организации, но так как я получила много новых знаний, мы все еще раз обсудим и попробуем упорядочить рабочий процесс».

Главный врач Нижегородского областного клинического диагностического центра Юрий Тарасов в свою очередь сказал, что «если будет осознание каждым, каких результатов от него ждут, это будет хорошая мотивация и приведет к хорошим конечным результатам».


Дата публикации 09 Ноября 2018, 12:59