Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц
Меню

«С начала года медицинскими бригадами Центра медицины катастроф выполнено 127 вылетов, эвакуировано 123 пациента, из них 8 детей», - Михаил Созонов

О работе авиамедицинского подразделения Нижегородского территориального центра медицины катастроф в период пандемии коронавируса рассказывает главный врач Михаил Созонов.

Современная система здравоохранения — это высокотехнологичная структура, в которой работают свыше 560 тысяч специалистов и особенное место в этой многокомпонентной организации занимает сеть Центров медицины катастроф.

       Основной задачей центров является прогнозирование медико-тактической обстановки и организация медико-санитарного обеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) в масштабах области, осуществление контроля за готовностью медицинских учреждений к работе в ЧС. Специалисты центров в круглосуточном режиме оказывают медицинскую помощь, включая специализированную на территории всей Российской Федерации.

      О работе такого центра порталу “Ассоциации Вертолетной Индустрии” рассказал исполнявший обязанности главного врача Нижегородского территориального центра медицин катастроф Михаил Созонов. Одной из особенностей данного центра является сформированное в нем авиамедицинское подразделение, выполняющее как экстренную, так и плановую медицинскую эвакуацию жителей из районов области.

- Михаил Михайлович, центр медицины катастроф Нижегородской области работает в круглосуточном режиме 7 дней в неделю и все же повлияла ли пандемия коронавируса на привычный режим работы и сказалось ли это на санитарной авиации?

- Во время сложившейся эпидемиологической ситуации в стране в целом, и в Нижегородской области в том числе, медицинские бригады ГКУЗ НО «Нижегородский территориальный центр медицины катастроф» работают в режиме повышенной готовности, как и все сотрудники медицинских организаций Нижегородской области. В период ежедневной напряженной работы, связанной с новой коронавирусной инфекцией, мы не должны оставлять и не оставляем без внимания и медицинской помощи пациентов с различной острой патологией, такой как острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, травмы различной этиологии и другие заболевания, которые требуют лечения в специализированных стационарах г. Нижнего Новгорода. При необходимости госпитализации пациент доставляется в медицинские организации Нижнего Новгорода в кратчайшие сроки авиационным транспортом.

 

- Изменились ли требования к мерам санитарного контроля? Какие средства индивидуальной защиты сегодня имеются на вооружении врачей и пилотов?

- Так как новая коронавирусная инфекция является особо опасной, мы обязаны предпринять все меры для защиты наших сотрудников. В связи с этим усилен дезинфекционный режим, все бригады работают в средствах индивидуальной защиты, предусмотренных временными методическими рекомендациями Министерства Здравоохранения Российской Федерации, которые включают в себя одноразовый костюм достаточной степени защиты, очки, респиратор и перчатки. Члены экипажа воздушного судна и технический персонал АО «РВС» также обеспечены одноразовыми средствами индивидуальной защиты, антисептическими средствами, бактерицидным облучателем - рециркулятором за счет нашего Центра, в случае использования которых, члены летно-технического состава АО «РВС», также как и члены медицинских бригад ГКУЗ НО «НТЦМК», осуществляющих санитарно-авиационную эвакуацию, будут обеспечены дополнительным комплектом СИЗ. За всеми медицинскими сотрудниками и членами летно-технического состава ведется наблюдение, проводится тест-контроль на выявление возбудителя COVID-19.

- Какие вертолеты сегодня выполняют медицинскую эвакуацию в Нижегородской области? На сколько вертолет соответствует современным требованиям высокотехнологичной медицины?

- Сегодня на территории Нижегородской области для оказания медицинской помощи в экстренной форме используются вертолеты отечественного производства «Ансат», оснащенные медицинским модулем. Медицинское оборудование на борту вертолета позволяет выполнить эвакуацию пациентов не только в стабильном состоянии, но и своевременно отреагировать на малейшие изменения в нем. На борту имеется аппаратура для контроля витальных функций и системы жизнеобеспечения, например аппарат для проведения искусственной вентиляции легки.

- Сколько пациентов было эвакуировано санитарной авиацией в 2020 году? Были ли случаи эвакуации больных с коронавирусной инфекцией? Есть ли определенная специфика в эвакуации больных коронавирусной инфекцией?

- С 1 января по 17 мая 2020 года медицинскими бригадами ГКУЗ НО «НТЦМК» выполнено 127 вылетов, эвакуировано 123 пациента, из них 8 детей. На сегодняшний день у нас не было случаев санитарно-авиационной эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Однако, на такие случаи нами разработаны алгоритмы действий медицинских бригад, летно-технического состава авиакомпании и проведены тренировки на каждом этапе санитарно-авиационной эвакуации. Проработан вопрос дезинфекции воздушного судна после выполнения авиамедицинской эвакуации.

- Как врач с многолетним опытом, на сколько вы оцениваете вклад санитарной авиации в систему здравоохранения региона? Реальная ли это необходимость?

- Нижегородская область имеет значительную протяженную территорию. Доезд до некоторых районных больниц составляет 300-350 км. И при необходимости эвакуации тяжелого больного с такими заболеваниями, как острое нарушение мозгового кровообращения или травмы тяжелой степени тяжести, время эвакуации санитарным автомобилем займет 4-6 часов. А эвакуация такого пациента с использованием вертолета, оснащенного медицинским оборудованием, составит не более 1,5 часов, что существенно сокращает время ожидания необходимой специализированной высокотехнологичной помощи, которую можно получить только в специализированных стационарах г. Нижнего Новгорода. Кроме того, авиамедицинская эвакуация с использованием вертолета высвобождает ресурсы подразделений скорой медицинской помощи и позволяет их использовать для сокращения времени доезда к пациентам с другими заболеваниями. Это особенно важно в условиях неблагополучной эпидемиологической обстановки. Поэтому говорить о необходимости или целесообразности санитарной авиации, наверное, не стоит. Она необходима, она нужна, она должна развиваться.

- Профессия врача или пилота, требует высокого уровня профессиональной подготовки, на сколько сегодня Центр укомплектован высококвалифицированными кадрами и на что вы в первую очередь обращаете в кадровой политике? Работают ли в центре молодые сотрудники?

- Каждый специалист должен быть профессионалом в своем деле. Все сотрудники нашего Центра, осуществляющие санитарно-авиационную эвакуацию, прошли курс подготовки в ВЦМК «Защита». Учитывая специфику нашей работы, все кандидаты на должность врача или среднего медицинского проходят психо-физиологическое обследование, в результате которого оценивается психо-эмоциональная устойчивость медицинских работников в условиях чрезвычайных ситуаций. Практические навыки кандидатов оцениваются врачами-методистами (преподавателями) учебно-тренировочного отдела нашего Центра. Если кандидат успешно проходит все эти этапы, то он может быть принят на работу в наш Центр. Также в центре медицины катастроф разработаны алгоритмы действий членов авиамедицинской бригады при различных ситуациях. Регулярно проводятся тренинги и практические занятия со всем персоналом, участвующим в авиамедицинских эвакуациях.

- Санитарная авиация развивается в Нижегородской области уже несколько лет. На ваш взгляд, какие проблемы в развитии воздушной скорой сегодня наиболее актуальны и какие решения позволят снять насущные вопросы?

- Проблемным вопросом является недостаточно развитая авиационная инфраструктура. В 15 муниципальных образованиях возле медицинских организаций имеются вертолетные площадки, принадлежащие сторонним юридическим лицам, со временем доезда от медицинской организации до вертолетной площадки менее 15 минут. К остальным медицинским организациям, при осуществлении санитарно-авиационной эвакуации, посадка воздушного судна осуществляется методом подбора места посадки с воздуха. Исполнителем авиационных услуг (ОАО «Русские Вертолетные Системы») установлено светосигнальное оборудование на пяти вертолетных площадок, что позволяет осуществлять посадку в ночное время суток. Постановлением Правительства Нижегородской области от 31.07.2019 №523 утверждена «Стратегия развития санитарной авиации в Нижегородской области до 2024 года». Данной стратегией запланировано строительство 54 вертолетных площадок при государственных медицинских организациях Нижегородской области. Составлен план-график строительства вертолетных площадок с разбивкой по годам до 2024 года. В настоящее время проводится работа по уточнению и согласованию мест строительства вертолетных площадок и разработке проектно-сметной документации.


Дата публикации 20 мая 2020, 17:18