Главный врач Нижегородского областного клинического онкологического диспансера Сергей Гамаюнов рассказал о порядке оказания медицинской помощи онкологическим пациентам в период пандемии, а также поделился опытом организации карантинных мероприятий в медицинском учреждении.
Главный врач Нижегородского областного клинического онкологического диспансера Сергей Гамаюнов рассказал о порядке оказания медицинской помощи онкологическим пациентам в период пандемии, а также поделился опытом организации карантинных мероприятий в медицинском учреждении. - Сергей Викторович, онкологическая помощь не терпит отлагательств. Какая главная задача встала перед Вами, как руководителем, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции?
- Учитывая высокую социальную и медицинскую значимость своевременной диагностики и лечения онкологических заболеваний, перед диспансером стояли задачи продолжения бесперебойного оказания онкологической помощи. Необходимо было защитить пациентов, проходящих лечение, а также защитить персонал учреждения. В диспансере был издан внутренний нормативный акт, содержащий подробную информацию по основным противоэпидемическим и профилактическим мероприятиям в условиях распространения новой короновирусной инфекции.
- Какие изменения произошли в организации медицинской помощи онкологическим пациентам?
- Работы в диспансере прибавилось: все наши коечные отделения продолжают работать с прежней или, в случае отделений химиотерапии, даже с увеличенной нагрузкой, поскольку диспансер маршрутизировал «на себя» пациентов из перепрофилированных или закрытых на карантин учреждений.
- Карантинные меры продиктовали усиление правил внутреннего распорядка работы в лечебном учреждении?
- Мы провели учебу со всеми сотрудниками подразделений, обеспечили контроль состояния здоровья сотрудников (в журнал под роспись) и контроль их контактов, идет ежедневный учет всех сотрудников, имеющих признаки ОРВИ и находящихся на больничном листе. Кроме этого, в диспансере разделены потоки пациентов круглосуточного и дневного стационаров. Обеспечен «входной контроль» пациентов и сотрудников – проведение бесконтактной термометрии, сбор эпидемиологического и географического анамнезов. В каждом отделении выделена палата для изоляции пациентов, имеющих признаки ОРВИ, ограничены перемещения пациентов, сотрудников и документации между и внутри отделений, запрещены посещения больных, организованы передачи для пациентов. Пациенты с территорий, имеющих высокий уровень заболеваемости, госпитализируются в специально выделенные палаты. В диспансере организовано своевременное лабораторное обследование на Covid пациентов, имеющих подозрение на данное заболевание. Мы усилили дезинфекционные мероприятия, а очные совещания в диспансере заменены совещаниями с использованием видеоконференцсвязи.
- Со средствами индивидуальной защиты для персонала как обстоят дела в диспансере?
- В учреждении мы сразу стали заниматься созданием запаса СИЗ. Была обеспечена работа в СИЗ высокой защиты (респираторы FFP2-3, противочумные костюмы, защитные очки и экраны) сотрудников подразделений повышенного риска (диагностическая служба, амбулаторный прием, работники регистратур и входного контроля, дневные стационары).
- Сергей Викторович, какие изменения произошли в организации работы поликлинической службы?
- Перевод очных консультаций в поликлинике у пациентов, не требующих личного участия (оценка динамики, смена линии терапии, динамическое наблюдение) в формат телемедицинских консультаций. Так, внедрение телемедицины позволило сократить количество очных посещений с 500 до 200 с сутки и пропорционально увеличить количество телемедицинских консультаций, проведенных как с использованием РМИС, так и по Скайп.
Мы ограничили посещения поликлиники для сопровождающих лиц, в случае отсутствия необходимости, разделили потоки дневного стационара и первичных пациентов, организовали «горячие линии» CALL-центра по вопросам записи на прием, организации телемедицинских консультаций, психологической помощи.
- С какими трудностями пришлось столкнуться медикам при оказания медицинской помощи пациентам в онкологическом диспансере при угрозе распространения коронавирусной инфекции? Приведите конкретный пример алгоритма действий администрации диспансера при карантине по коронавирусу.
- Как в любом стационаре, у нас пациенты размещаются в многоместных палатах. До 20% пациентов после оперативного вмешательства имеют повышенную температуру, связанную с объемом операции. Кроме этого, высока доля совместительства персонала, не 100% персонала работают в СИЗ высокой защиты (респираторы FFP2, противочумные костюмы), а особенности планировки зданий не позволяют полностью исключить перекрест потоков пациентов, персонала, материальных ценностей. Поэтому в случае выявления одного положительного пациента существует угроза возникновения множественных контактов.
Приведу пример: 30 апреля 2020 поздно вечером из лаборатории была получена информация о выявлении положительного результата у одного из пациентов диспансера. С момента установления подозрения на нехирургический характер подъема температуры до перевода пациента в ГБУЗ НО «ГКБ №5» пациент находился в изоляторе отделения. Мы пронформировали региональный минздрав и Роспотребнадзор, издали локальный нормативный акт о карантине. После получения положительного результата отделение было перекрыто, а для обеспечения бесперебойной работы в карантинном отделении была организована круглосуточная работа специально выделенной бригадой из 1 врача, 3 медицинских сестер, 2 сотрудников младшего персонала. Работа осуществлялась 100% с использованием СИЗ высокой защиты (респираторы FFP2-3, противочумные костюмы, защитные очки и экраны). После перевода пациента в отделении была проведена заключительная дезинфекция.
Более того, в стационаре был организован круглосуточно функционирующий штаб в составе главного врача, заместителей, эпидемиолога, главной медицинской сестры. В течение суток на базе карантинного отделения был создан обсерватор, оснащенный шлюзом, разделением на зоны, организована удаленная связь. Было обследовано 52 сотрудника, в том числе 8 сотрудников «близкого» контакта (операционная бригада, лечащий врач и зав. отделением, процедурные и перевязочные сестры). Все контактные сотрудники отправлены на карантин до 14 мая 2020 года. Были обследованы 65 пациентов, как силами диспансера, так и в поликлиниках по месту жительства. В реанимационном отделении создана красная зона, осуществлена максимальная выписка пациентов. Доставка выписанных в период карантина пациентов осуществлялась санитарным транспортом ГБУЗ НО «НОКОД» с соблюдением всех мер эпидемиологической безопасности (СИЗы на водителе и пациентах, моющиеся чехлы, полная санобработка транспорта). На период карантина была изменена маршрутизация пациентов, обеспечена бесконтактная доставка питания для пациентов и персонала обсервационного отделения по запасной лестнице. Гордость нашего учреждения - специальная камера для создания «тумана» дезсредств для бесконтактной обработки сотрудников в средствах индивидуальной защиты при выходе из красной зоны. Камера (на фото) позволяет не допустить распространение вируса при выходе из красной зоны.
Как того требует действующая правовая нормативная база, информация по пациентам с положительным результатом заносилась в Федеральный регистр лиц, больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Информация по контактным пациентам заносились в Региональный регистр. У контактных пациентов и персонала неоднократно проводился отбор материала на коронавирусную инфекцию. Все выявляемые пациенты максимально быстро переводились в ГБУЗ НО «ГКБ №5» при поддержке Центра медицины катастроф.
В итоге карантин в диспансере был завершен 14 мая 2020 года, а последний пациент с положительным результатом исследования на новую коронавирусную инфекцию был выявлен и переведен в ковидный стационар 6 мая 2020 года. Всего же выявлено и переведено было 11 пациентов. У 9 пациентов наблюдались легкие и бессимптомные формы заболевания, у 2 пациентов тяжесть состояния была связана скорее с перенесёнными ранее хирургическим вмешательством, на ИВЛ из них находился 1 пациент. Из сотрудников отделения, где был выявлен пациент с коронавирусом, заболели трое. У двоих наблюдались заболевшие по домашнему очагу, одна сотрудница перенесла ковид бессимптомно, по состоянию на 21 мая 2020 вышла на работу с отрицательными результатами исследований. Подчеркну, что все близко контактировавшие с пациентами сотрудники здоровы.
Перед окончанием карантинных мероприятий была проведена заключительная дезинфекция силами ГБУЗ НО «Инфекционная больница №9».
- Сергей Викторович! Какие уроки извлечены из карантина?
- Необходимо постоянно контролировать использование средств индивидуальной защиты всеми сотрудниками. Всем сотрудникам проведены выплаты согласно Постановления Правительства РФ №415. Мы приняли решение сохранить обсервационное отделение для своевременной изоляции всех пациентов, подозрительных на новую коронавирусную инфекцию.